Формирование здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии.
На современном этапе развития человеческого общества проблема сохранения здоровья, и особенно, подрастающего поколения продолжает оставаться актуальной.
Проведённые в последние годы исследования свидетельствуют о неуклонном ухудшении состояния здоровья детей и молодёжи России. Одной из основных причин такого положения является то, что у подрастающего поколения не сформирована устойчивая мотивация на здоровый образ жизни (ЗОЖ) и пет ясного понимания, как следует заботиться о своём здоровье. Молодёжь не всегда может противостоять негативному влиянию со стороны окружающей среды. Развитие информационных технологий, ускорение темпов жизни также повышают требования к её физической и психической выносливости, её адаптационным способностям.
Понятие "здоровый образ жизни" однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В психолого -педагогическом направлении (Г. П. Аксёнов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская и др.) ЗОЖ рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы - укрепление здоровья индивидуума.
Здоровый образ жизни - образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек. Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Здоровье - непременное условие счастья.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Существуют и иные точки зрения на здоровый образ жизни: "здоровый образ жизни - это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие в рамках попущенной Господом земной жизни".
Здоровый образ жизни - это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека.
В узкобиологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Авторы, пишущие на эту тему, включают в ЗОЖ разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:
• воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
• окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
• отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.
• питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
• движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учётом возрастных и физиологических особенностей;
• гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
• закаливание;
На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:
• эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;
• интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
• духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.
Формирование здорового образа жизни:
- активный умственный труд;
- приятная работа;
- рациональное питание;
- питание в соответствии с возрастом;
- собственная точка зрения;
- любовь и нежность;
- сон при температуре 17-18 градусов;
- постоянные физические нагрузки;
- периодическое употребление сладостей;
- эмоциональная разрядка.
Некоторые исследователи выделяют также "социальное самочувствие" - способность взаимодействовать с другими людьми.
Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:
• социальном: пропаганда СМИ, информационно-просветительская работа;
• инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;
• личностном: система ценностных ориентаций человека, стандартизация бытового уклада.
Социальный уровень. В России проблемами этого уровня занимается служба формирования здорового образа жизни (СФЗОЖ), которая включает краевые, областные, городские и районные центры здоровья, врачебно- физкультурные диспансеры, косметологические лечебницы, кабинеты пропаганды здорового образа жизни. Научно-методическое обеспечение осуществляет Всероссийский научно-исследовательский центр профилактической медицины.
Наука о здоровье имеет много более широкие горизонты и значимость. Заметим в связи с этим, что в национальной Программе США “Healthy people” выделены три следующих подхода к улучшению статуса общественного здоровья, три организующих принципа (в порядке убывания важности):
1) health promotion – обеспечение здоровья;
2) health protection – защита здоровья;
3) preventive services – профилактические и медицинские службы. Здоровье не может характеризоваться благополучием, поскольку это –
характеристика не субъекта, а результата его взаимодействия со средой. Поэтому на первое место в понимании здоровья выдвигается не благополучие, а способность изменить свои возможности в соответствии с внешними или внутренними задачами и (или) приспособить среду так, чтобы эти задачи стали выполнимыми.
В основы здорового образа жизни входит множество аспектов таких как:
1) Соблюдение режима труда и отдыха;
2) Правильное питание;
3) Соблюдение правил гигиены;
4) Отказ от вредных привычек;
5) Физические упражнения;
Анализ исследований свидетельствует о том, что здоровьесбережение – явление многоаспектное и междисциплинарное. Важными факторами поддержания здоровья являются качество жизни и ЗОЖ человека. Понятие
«качество жизни» появилось в Index Medicos в 1977 году и всё шире используется в настоящее время.
Качество жизни - понятие, важное не только для здравоохранения, но и для всех сфер жизни современного общества, гак как основная цель всех институтов общества - благополучие человека. Составляющими качества жизни являются: психическое благополучие; социальное благополучие; физическое благополучие; духовное благополучие.
Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Основное его содержание составляют следующие элементы:
- оптимальный уровень двигательной активности;
- закаливание, увеличение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям;
- рациональное питание;
- соблюдение режима труда и отдыха;
- личная гигиена;
- экологически грамотное поведение;
- психическая и эмоциональная устойчивость;
- сексуальное воспитание;
- отказ от вредных привычек;
- безопасность труда и поведения, позволяющая избежать травм и других повреждений.
В связи с высокой актуальностью и значимостью проблем обеспечения, как здоровья населения, так и качества образования в настоящее время в образовании всё более распространённым становится термин «здоровьесберегающее образование». Здоровьесберегающее образование обеспечивает необходимые условия для полноценного естественного развития обучающихся и способствует формированию у них осознанной потребности в здоровье, пониманию основ ЗОЖ обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического, психического и нравственного здоровья.
Здоровьесберегающее образование включает участников этого процесса, а также соответствующие цели (здоровьесбережения), содержание и здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они могли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.
Технология - это прежде всего системный метод создания, применения и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Нет какой-то единственной уникальной технологии здоровья. Понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько хорошо при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся.
В системной последовательности приобщение школы и каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям (ЗТ) выгляди так:
1) осознание проблемы негативного воздействия школы па здоровье учащихся и необходимости ее разрешения;
2) признание своей ответственности учителями за неблагополучное состояние здоровья школьников;
3) овладение педагогами необходимыми здоровьесберегающими и здоровьеформирующими технологиями (обретение компетенций);
4) реализация полученных знаний на практике в тесном взаимодействии с учащимися, медиками, психологами, родителями.
Здоровьесберегающая деятельность в школе включает в себя:
• диспансеризацию;
• вакцинацию;
• мониторинги состояния здоровья школьников;
• дни здоровья;
• дни семьи;
• школьные спортивные праздники;
• беседы о здоровье с учащимися и родителями;
• лекции для родителей;
• семинары для учителей;
• занятия с инструктором ЛФК;
• массаж для детей «групп риска»;
• психологическую поддержку для всех участников образовательного процесса.
ЦЕЛЬ здоровьесберегающей деятельности - сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни обучающихся. Создание благоприятной образовательной среды, психологически комфортных условий обучения, реальной системы профилактических мер, направленных на оздоровление учащихся. Основной задачей здоровьесберегающей деятельности является формирование у учащихся представления о:
• позитивных факторах, влияющих на здоровье;
• правильном (рациональном) питании, режиме, о полезных продуктах;
• рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности.
Учащимся также необходимо дать представление о:
• негативных факторах (с учетом принципа информационной безопасности) риска здоровью детей (гиподинамия, инфекционные заболевания, переутомление и т. п.);
• существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
• влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения обучающихся с компьютером, мобильным телефоном, просмотром телепередач.
Учащихся нужно научить:
• составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
• делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
• выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
• элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации).
У детей должны быть сформированы:
• навыки позитивного коммуникативного общения;
• представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
• потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе и по вопросам, связанным с особенностями роста и развития.
Основными направлениями работы школы по здоровьесбережению являются:
• оптимизация образовательного процесса;
• мониторинг состояния здоровья учащихся;
• система профилактики и коррекции;
• система физического оздоровления;
• психолого-педагогическое сопровождение;
• контроль за школьным питанием учащихся;
• работа по предупреждению детского травматизма;
• повышение квалификации работников образования в вопросах охраны здоровья;
• работа по формированию здорового образа всех субъектов образовательного процесса;
• вовлечение родителей в школьный оздоровительный процесс.
Существуют здоровьесберегающие технологии оздоровления, которые помогают работать с детьми «группы риска». В эту группу входят дети часто и длительно болеющие (чаще 4 раз в год).
Для укрепления иммунитета таким детям требуется:
• комплексная витаминотерапия в течение года;
• прием иммуномодуляторов (иммунал, эхинацея, кошачий коготь);
• в течение года употреблять в пищу больше овощей и фруктов желтого, оранжевого и красного цвета;
• применять дыхательную гимнастику, специальные физические упражнения;
• таким детям нужен щадящий режим и дополнительный сон;
• показано закаливание;
• для улучшения мозгового кровообращения и улучшения работы опорно -
двигательного аппарата показаны корригирующая гимнастика, лечебная физкультура; для профилактики заболевания органов зрения проводится гимнастика для глаз;
• хорошо зарекомендовала себя «Гимнастика мозга», которая способствует:
- оптимизации деятельности мозга; гармоничному развитию двухполушарного мышления; развитию интеллектуальных и творческих способностей; улучшению работы долговременной и кратковременной памяти;
- развитию способностей к обучению и усвоению информации;
- повышению эффективности выполняемых действий при работе на компьютере;
- восстановлению работоспособности и продуктивности;
- снятию стресса, нервного напряжения, усталости;
- формированию абстрактного мышления.
Работа по здоровьесбережению ведется по двум направлениям:
1-е направление: выявление детей «группы риска» с помощью донозологической диагностики (мониторинги).
Мониторинги позволяют:
• качественно оценить состояние ученика;
• избрать наиболее эффективные пути в здоровьесбережении;
• дать прогноз дальнейшего развития и обучения;
• найти средства коррекционно-развивающей работы;
• выявить на ранних стадиях проблемы ребенка и организовать индивидуальные программы оздоровления.
Физический мониторинг позволяет проводить осмотр детей с целью выяснения их физического индекса здоровья; дает возможность проследить за динамикой физического развития учащихся.
Психологический мониторинг представляет собой комплексную систему постоянного отслеживания актуального состояния учащихся посредством психологической диагностики процесса личностного развития.
Соматический мониторинг включает в себя мониторинг по группам здоровья учащихся; по распространенности острых и хронических заболеваний; по заболеваемости костно-мышечной системы и органов зрения.
2-е направление: формирование здорового образа жизни, которое состоит из 2-х этапов:
1 этап - начальное ознакомление школьников с основными понятиями и представлениями.
Ученики узнают основы ЗОЖ, у них формируются элементарные правила здоровьесбережения. Проводятся уроки здоровья, анкетирование учащихся.
2 этап - углубленное изучение.
Цель - сформировать полноценное понимание основ ЗОЖ.
На этом этапе формируются практические навыки. Учащиеся обучаются навыкам самодиагностики, самомассажу, оказанию первой медицинской помощи, сознательно выполняют элементарные правила здоровьесбережения. Эффективность работы на этом этапе зависит от правильного подбора методов, приемов и средств обучения. Важна наглядность, доступность для восприятия информации.
Здоровьесберегающие технологии.
На современном этапе развития человеческого общества проблема сохранения здоровья, и особенно, подрастающего поколения продолжает оставаться актуальной.
Проведённые в последние годы исследования свидетельствуют о неуклонном ухудшении состояния здоровья детей и молодёжи России. Одной из основных причин такого положения является то, что у подрастающего поколения не сформирована устойчивая мотивация на здоровый образ жизни (ЗОЖ) и пет ясного понимания, как следует заботиться о своём здоровье. Молодёжь не всегда может противостоять негативному влиянию со стороны окружающей среды. Развитие информационных технологий, ускорение темпов жизни также повышают требования к её физической и психической выносливости, её адаптационным способностям.
Понятие "здоровый образ жизни" однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В психолого -педагогическом направлении (Г. П. Аксёнов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская и др.) ЗОЖ рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы - укрепление здоровья индивидуума.
Здоровый образ жизни - образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек. Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Здоровье - непременное условие счастья.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Существуют и иные точки зрения на здоровый образ жизни: "здоровый образ жизни - это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие в рамках попущенной Господом земной жизни".
Здоровый образ жизни - это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека.
В узкобиологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Авторы, пишущие на эту тему, включают в ЗОЖ разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:
• воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
• окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
• отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.
• питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
• движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учётом возрастных и физиологических особенностей;
• гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
• закаливание;
На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:
• эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;
• интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
• духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.
Формирование здорового образа жизни:
- активный умственный труд;
- приятная работа;
- рациональное питание;
- питание в соответствии с возрастом;
- собственная точка зрения;
- любовь и нежность;
- сон при температуре 17-18 градусов;
- постоянные физические нагрузки;
- периодическое употребление сладостей;
- эмоциональная разрядка.
Некоторые исследователи выделяют также "социальное самочувствие" - способность взаимодействовать с другими людьми.
Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:
• социальном: пропаганда СМИ, информационно-просветительская работа;
• инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;
• личностном: система ценностных ориентаций человека, стандартизация бытового уклада.
Социальный уровень. В России проблемами этого уровня занимается служба формирования здорового образа жизни (СФЗОЖ), которая включает краевые, областные, городские и районные центры здоровья, врачебно- физкультурные диспансеры, косметологические лечебницы, кабинеты пропаганды здорового образа жизни. Научно-методическое обеспечение осуществляет Всероссийский научно-исследовательский центр профилактической медицины.
Наука о здоровье имеет много более широкие горизонты и значимость. Заметим в связи с этим, что в национальной Программе США “Healthy people” выделены три следующих подхода к улучшению статуса общественного здоровья, три организующих принципа (в порядке убывания важности):
1) health promotion – обеспечение здоровья;
2) health protection – защита здоровья;
3) preventive services – профилактические и медицинские службы. Здоровье не может характеризоваться благополучием, поскольку это –
характеристика не субъекта, а результата его взаимодействия со средой. Поэтому на первое место в понимании здоровья выдвигается не благополучие, а способность изменить свои возможности в соответствии с внешними или внутренними задачами и (или) приспособить среду так, чтобы эти задачи стали выполнимыми.
В основы здорового образа жизни входит множество аспектов таких как:
1) Соблюдение режима труда и отдыха;
2) Правильное питание;
3) Соблюдение правил гигиены;
4) Отказ от вредных привычек;
5) Физические упражнения;
Анализ исследований свидетельствует о том, что здоровьесбережение – явление многоаспектное и междисциплинарное. Важными факторами поддержания здоровья являются качество жизни и ЗОЖ человека. Понятие
«качество жизни» появилось в Index Medicos в 1977 году и всё шире используется в настоящее время.
Качество жизни - понятие, важное не только для здравоохранения, но и для всех сфер жизни современного общества, гак как основная цель всех институтов общества - благополучие человека. Составляющими качества жизни являются: психическое благополучие; социальное благополучие; физическое благополучие; духовное благополучие.
Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Основное его содержание составляют следующие элементы:
- оптимальный уровень двигательной активности;
- закаливание, увеличение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям;
- рациональное питание;
- соблюдение режима труда и отдыха;
- личная гигиена;
- экологически грамотное поведение;
- психическая и эмоциональная устойчивость;
- сексуальное воспитание;
- отказ от вредных привычек;
- безопасность труда и поведения, позволяющая избежать травм и других повреждений.
В связи с высокой актуальностью и значимостью проблем обеспечения, как здоровья населения, так и качества образования в настоящее время в образовании всё более распространённым становится термин «здоровьесберегающее образование». Здоровьесберегающее образование обеспечивает необходимые условия для полноценного естественного развития обучающихся и способствует формированию у них осознанной потребности в здоровье, пониманию основ ЗОЖ обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического, психического и нравственного здоровья.
Здоровьесберегающее образование включает участников этого процесса, а также соответствующие цели (здоровьесбережения), содержание и здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они могли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.
Технология - это прежде всего системный метод создания, применения и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Нет какой-то единственной уникальной технологии здоровья. Понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько хорошо при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся.
В системной последовательности приобщение школы и каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям (ЗТ) выгляди так:
1) осознание проблемы негативного воздействия школы па здоровье учащихся и необходимости ее разрешения;
2) признание своей ответственности учителями за неблагополучное состояние здоровья школьников;
3) овладение педагогами необходимыми здоровьесберегающими и здоровьеформирующими технологиями (обретение компетенций);
4) реализация полученных знаний на практике в тесном взаимодействии с учащимися, медиками, психологами, родителями.
Здоровьесберегающая деятельность в школе включает в себя:
• диспансеризацию;
• вакцинацию;
• мониторинги состояния здоровья школьников;
• дни здоровья;
• дни семьи;
• школьные спортивные праздники;
• беседы о здоровье с учащимися и родителями;
• лекции для родителей;
• семинары для учителей;
• занятия с инструктором ЛФК;
• массаж для детей «групп риска»;
• психологическую поддержку для всех участников образовательного процесса.
ЦЕЛЬ здоровьесберегающей деятельности - сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни обучающихся. Создание благоприятной образовательной среды, психологически комфортных условий обучения, реальной системы профилактических мер, направленных на оздоровление учащихся. Основной задачей здоровьесберегающей деятельности является формирование у учащихся представления о:
• позитивных факторах, влияющих на здоровье;
• правильном (рациональном) питании, режиме, о полезных продуктах;
• рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности.
Учащимся также необходимо дать представление о:
• негативных факторах (с учетом принципа информационной безопасности) риска здоровью детей (гиподинамия, инфекционные заболевания, переутомление и т. п.);
• существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
• влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения обучающихся с компьютером, мобильным телефоном, просмотром телепередач.
Учащихся нужно научить:
• составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
• делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
• выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
• элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации).
У детей должны быть сформированы:
• навыки позитивного коммуникативного общения;
• представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
• потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе и по вопросам, связанным с особенностями роста и развития.
Основными направлениями работы школы по здоровьесбережению являются:
• оптимизация образовательного процесса;
• мониторинг состояния здоровья учащихся;
• система профилактики и коррекции;
• система физического оздоровления;
• психолого-педагогическое сопровождение;
• контроль за школьным питанием учащихся;
• работа по предупреждению детского травматизма;
• повышение квалификации работников образования в вопросах охраны здоровья;
• работа по формированию здорового образа всех субъектов образовательного процесса;
• вовлечение родителей в школьный оздоровительный процесс.
Существуют здоровьесберегающие технологии оздоровления, которые помогают работать с детьми «группы риска». В эту группу входят дети часто и длительно болеющие (чаще 4 раз в год).
Для укрепления иммунитета таким детям требуется:
• комплексная витаминотерапия в течение года;
• прием иммуномодуляторов (иммунал, эхинацея, кошачий коготь);
• в течение года употреблять в пищу больше овощей и фруктов желтого, оранжевого и красного цвета;
• применять дыхательную гимнастику, специальные физические упражнения;
• таким детям нужен щадящий режим и дополнительный сон;
• показано закаливание;
• для улучшения мозгового кровообращения и улучшения работы опорно -
двигательного аппарата показаны корригирующая гимнастика, лечебная физкультура; для профилактики заболевания органов зрения проводится гимнастика для глаз;
• хорошо зарекомендовала себя «Гимнастика мозга», которая способствует:
- оптимизации деятельности мозга; гармоничному развитию двухполушарного мышления; развитию интеллектуальных и творческих способностей; улучшению работы долговременной и кратковременной памяти;
- развитию способностей к обучению и усвоению информации;
- повышению эффективности выполняемых действий при работе на компьютере;
- восстановлению работоспособности и продуктивности;
- снятию стресса, нервного напряжения, усталости;
- формированию абстрактного мышления.
Работа по здоровьесбережению ведется по двум направлениям:
1-е направление: выявление детей «группы риска» с помощью донозологической диагностики (мониторинги).
Мониторинги позволяют:
• качественно оценить состояние ученика;
• избрать наиболее эффективные пути в здоровьесбережении;
• дать прогноз дальнейшего развития и обучения;
• найти средства коррекционно-развивающей работы;
• выявить на ранних стадиях проблемы ребенка и организовать индивидуальные программы оздоровления.
Физический мониторинг позволяет проводить осмотр детей с целью выяснения их физического индекса здоровья; дает возможность проследить за динамикой физического развития учащихся.
Психологический мониторинг представляет собой комплексную систему постоянного отслеживания актуального состояния учащихся посредством психологической диагностики процесса личностного развития.
Соматический мониторинг включает в себя мониторинг по группам здоровья учащихся; по распространенности острых и хронических заболеваний; по заболеваемости костно-мышечной системы и органов зрения.
2-е направление: формирование здорового образа жизни, которое состоит из 2-х этапов:
1 этап - начальное ознакомление школьников с основными понятиями и представлениями.
Ученики узнают основы ЗОЖ, у них формируются элементарные правила здоровьесбережения. Проводятся уроки здоровья, анкетирование учащихся.
2 этап - углубленное изучение.
Цель - сформировать полноценное понимание основ ЗОЖ.
На этом этапе формируются практические навыки. Учащиеся обучаются навыкам самодиагностики, самомассажу, оказанию первой медицинской помощи, сознательно выполняют элементарные правила здоровьесбережения. Эффективность работы на этом этапе зависит от правильного подбора методов, приемов и средств обучения. Важна наглядность, доступность для восприятия информации.
Источник: https://vk.com/wall-30437668_344
Пост №16296, опубликован 25 июн 2024